Учреждение здравоохранения

Витебский областной диагностический центр

Телефоны регистратуры:

80212 42 55 54, 80212 42 63 69
+375 33 329 55 54

Приемная главного врача (тел/факс): 8 0212 42 55 55
Электронная запись

Всемирный день борьбы против сахарного диабета – 2019 г. «Семья и диабет»

diabets 1 1

      14 ноября как Всемирный день борьбы против сахарного диабета был выбран, чтобы увековечить заслуги канадского врача и физиолога Фредерика Бантинга, родившегося в этот день в 1891 году, который вместе с врачом Чарльзом Бестом сыграл решающую роль в открытии в 1922 году инсулина.  В январе 1922 года молодой канадский ученый Фредерик Бантинг впервые  в истории спас жизнь, сделав инъекцию инсулина 14-летнему мальчику, страдавшему тяжелой формой сахарного диабета.

      Долгие века люди не знали средства для борьбы с этой болезнью и диагноз «сахарный диабет» не оставлял пациенту никакой надежды не только на выздоровление, но и на жизнь: без инсулина – гормона, обеспечивающего усвоение тканями глюкозы, больной организм существовать не может и обречен на медленное угасание. И хотя сахарный диабет и по сей день неизлечим, благодаря инсулину люди научились держать эту болезнь под контролем.

 

     Логотипом Всемирного дня диабета является синий круг. Во многих культурах круг символизирует жизнь и здоровье, а синий цвет обозначает небо, которое объединяет все народы, и цвет флага ООН.

     Согласно прогнозам, в 2040 году больных сахарным диабетом будет  642 миллиона, в том числе 540 тысяч детей в возрасте до 14 лет.

     Среди больных сахарным диабетом дети и подростки до 16 лет составляют 3-8 %.

    На 01.01.2019 г. в Республике Беларусь на диспансерном учете состояло 335464 человека с сахарным диабетом, в том числе детей 2352, в Витебской области – 43099 пациентов, в т.ч. 258 детей, за 9 месяцев 2019 г. в Витебской области сахарный диабет выявлен у 3688 человек, в т.ч. у 31 ребенка (из них: с 1 типом – 26 человек, со 2 типом и другими специфическими типами – 5 человек).

     Средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом детей составляет менее половины от средней продолжительности жизни здорового человека, при этом для лечения необходимы значительные материальные затраты.

     Установление ребенку диагноза сахарный диабет создает совершенно новую жизненную ситуацию, как для детей, так и для родителей. Сахарный диабет ломает привычные жизненные стереотипы и резко меняет привычный уклад жизни не только заболевшего ребенка, но и всей семьи. От правильного отношения к болезни, отношения родителей и других лиц из окружения ребенка к его заболеванию во многом зависит успех лечения сахарного диабета. Для ребенка заболевание сахарный диабет оказывается проблемой,  не позволяющей удовлетворять актуальные для него потребности. Страдающему сахарным диабетом ребенку не просто поехать на экскурсию или за город, учителя физкультуры отказывают от участия в уроках детям, больным сахарным диабетом. Поэтому у больного ребенка нарастает чувство неуверенности в своих действиях и поступках, понижается самооценка, он становится подавленным и грустным.

shutterstock_456826618

     При возникновении заболевания  в позднем подростковом возрасте возникает ограниченный диапазон  в профессиональном выборе, страх открыться другим. Сахарный диабет  как хроническое соматическое заболевание создает многочисленные психологические проблемы: неопределенность в отношении будущего, утрата самоконтроля, ощущение, что сахарный диабет «поглотил» жизнь, что ведет либо к чувству беспомощности, либо к чувству гнева, бурной реакции, а также беспокойства в отношении того, как другие люди воспримут их диагноз. При таком настроении трудно рассчитывать на эффективный и благоприятный исход заболевания.

     Родители, на которых ложится ответственность за оказание помощи и поддержки больным детям, оказываются в состоянии острого или хронического стресса. Матери заболевших детей переживают сахарный диабет как «кризис», а между тем помощь и поддержку заболевшему должна оказать его семья. Поэтому вопросы грамотного построения взаимоотношений между родителями и их заболевшими детьми являются особо актуальными.

     Редким типом отношения родителя к своему ребенку является равнодушие, когда близкие полностью игнорируют наличие заболевания у своего ребенка. Если ребенок находится в таком возрасте, что он еще  не в состоянии самостоятельно контролировать свое заболевание,  то происходит быстрая инвалидизация, ребенок может погибнуть. В такой ситуации врачу очень сложно вмешаться в ход процесса, поскольку, если  к нему и обращаются, в конце концов, то помочь такому ребенку уже бывает невозможно.

    Полной противоположностью является гиперопека. Все время  у родителей уходит на создание особых условий жизни для своего ребенка. Родители полностью (и достаточно успешно) контролируют сахарный диабет у сына или дочери, но при этом полностью подавляют какую-либо инициативу с их стороны и не отпускают от себя ни на шаг. Если характер у ребенка слабый, то он подчинится родителям и полностью откажется  от ответственности в вопросах самоконтроля своего сахарного диабета. Получается, что сахарный диабет – это проблема родителей, а сам ребенок  как бы не при чем. Он не в состоянии выполнить даже самые простые мероприятия для поддержания нормального самочувствия. Так чрезмерная опека матери может навредить ребенку в случае возможной ситуации гипогликемии (повышенного уровня сахара в крови) в школе, в том случае, если ребенок самостоятельно не сможет оказать себе помощь или обратиться  за ней к учителю либо одноклассникам. Гораздо проще и полезнее научить ребенка всем необходимым правилам поведения в подобных ситуациях.

диабет 3

Если же у ребенка достаточно сильный характер, то рано или поздно,  он вырвется из-под надоевшей опеки (скорее всего в подростковом возрасте). Этот разрыв будет очень болезненным, и хорошо если такая ситуация  не приведет к резкой декомпенсации заболевания.

Часто родители, из лучших побуждений, насильно навязывают ребенку определенный образ жизни. Сам же ребенок не понимает, для чего ему выполнять все то, чем его «пичкают» родители. Очень трудно общаться  с такими повзрослевшими пациентами врачу. После многих лет «насилия» со стороны родителей они испытывают такое отвращение к самоконтролю,  что говорят: «Лучше я проживу всего пять лет, но не буду ничего этого делать».  А значит, необходимо так строить взаимодействие с ребенком, чтобы  он понимал, для чего ему необходимо соблюдение медицинских рекомендаций.

Чем больше родители доверяют своему ребенку, тем большую ответственность чувствует он сам.

Если родители постоянно подчеркивают, что для них самым важным достижением ребенка является именно нормализация уровня сахара в крови,  то маленький человек начинает этим пользоваться. В таком случае заболевание становится для ребенка средством, при помощи которого он добивается выполнения своих капризов: «Не купили велосипед – получайте кетоацидоз» (осложнение при сахарном диабете).

 

Наиболее разумными являются отношения партнерства между родителями и его ребенком. Лозунгом взаимоотношений такого типа является фраза: «Не жалеть, а помогать».

Очень часто родители так сильно опекают своего заболевшего ребенка, что продолжают делать ему уколы даже тогда, когда он в состоянии делать  их сам. Любой человек должен быть адаптирован в том мире, в котором  он живет. Вряд ли можно назвать хорошей компенсацией сахарного диабета ситуацию, при которой «ребенка» постоянно водят за руку после 12-ти лет. Такая ситуация может иметь негативные последствия как для родителей, так и для ребенка.

Важно научить ребенка всему, что знают сами родители.

Можно предложить несколько советов или правил, которых должны придерживаться дети с сахарным диабетом и их близкие.

1. Необходимо как можно раньше начать обучение. Это очень важно. Только в школе для пациентов с сахарным диабетом ребенок перестанет чувствовать себя одиноким и поймет, что множество людей во всем мире успешно преодолевают те трудности, с которыми столкнулся и он.

2. Обучение должны пройти все члены семьи (может быть, и друзья ребенка). Это поможет всем продолжать нормальный образ жизни; предотвратит конфликты между родственниками по вопросам выбора методов лечения.

3. Не нужно создавать ребенку с сахарным диабетом особые условия. Он должен посещать свою школу, иметь возможность общаться с друзьями, продолжать занятия музыкой или спортом или другим делом (тем, что ему нравится), которым он занимался до начала болезни.

4. Если заболевший впал в депрессию и не видит смысла в жизни, то постарайтесь помочь ему найти цель в будущем, для достижения которой важно сохранять хорошее здоровье.

5. Важно помнить, что любые показатели состояния здоровья являются только руководством к действию, а не поводом для радости или огорчения.

6. Помогите заболевшему ребенку самому взять в руки самоконтроль, когда он достаточно повзрослеет для этого. Он должен обрести некую жизненную самостоятельность. Научите ребенка всему тому, что знаете сами. Хотя родителям может казаться, что ребенок еще слишком мал, чтобы самостоятельно заботиться о себе. Не бойтесь, что он сделает ошибку.

Если подвести итог выше изложенному, то можно сказать следующее: есть человек в Диабете, а есть Человек с диабетом. Надо стремиться ко второму, поскольку только такое понимание своего заболевания поможет прожить долгую и полноценную жизнь.